Перекресток сумской власти

Два года спустя, после того, как сумская громада доверила мне такую почетную должность, как пост городского головы, считаю крайне необходимым рассказать от первого лица, почему так долго буксовала городская машина власти, почему на перекрестке местного самоуправления образовался затор, который стало не так легко разрулить.

ЧЕРНАЯ МЕТКА

История эта, как вы хорошо помните, началась 26 марта 2006 г. Тогда, благодаря вашей поддержке, но «вопреки всем законам физики», и уж, тем более, вопреки законам нашей сумской политики, я стал городским головой г. Сумы. Сначала сильные города сего в партийных офисах и других кабинетах снисходительно ожидали того, как «…товарищ зароется сам». Да и заместители, умело делегированные по квотному партийному принципу, давали основание полагать, что у Минаева и команды-то нет.

Но мы выкарабкались, команда, какая-никакая, у мэра в исполнительной власти все-таки оказалась в наличии. Более того, в начале каденции даже депутаты Сумского горсовета приняли несколько прогрессивных решений: нормативные акты по аренде земли и коммунального имущества, которые все это родимое наше отправляют прямо на конкурсы. Были проведены и сами конкурсы: один по имуществу, три по земле. Тут сильным города сего совсем стало не по себе – это ж куда этот мэр заведет? Как в фильме «Вокзал для двоих» говорил Никита Михалков: «Тебя дыни оставили охранять, а ты что удумал, подлец, эдакий!». Стало ясно, что парня надо валить: на «решалово» не идет, советов не слушает, «Технову» не гонит, место под турбины не освобождает, за землю судится… Совсем беда!

И началось. Вот уже более года, с марта 2007г. в сумском самоуправлении нет места для решения кардинальных и важных хозяйственных вопросов, есть только место для политических склок, цель которых – смена городского головы. Первым должен был пасть под ударами депутатского большинства исполком, но я, как мэр, имел наглость наложить вето на это решение. Это стало последней каплей. Как сказал один из «отцов»: «Это ты не на решение большинства вето наложил, это ты на себе крест поставил!».

Я попытался побороться «под ковром», но куда там, олимпийские чемпионы, не меньше. С тех пор – только публично, на виду, в СМИ, в сессионном зале. Так и живем, в состоянии постоянной боевой политической готовности.

Жаль только, что не понимают господа «отцы», увлекшись перманентным снятием мэра, одного и самого главного – ушло их время, безвозвратно ушло, несмотря на их партийные достижения и регалии. Меняется поколение политиков, меняется система координат, меняются правила игры. Меня сломать могут, но сумская громада никогда больше не изберет их креатуру на пост городского головы, разве что и.о. попользуются неопределенное время.

СИСТЕМА ПРОТИВОВЕСОВ

Одним из самых важных законов, принятых в Украине, не считая Конституции, по моему мнению, является закон о местном самоуправлении. Этим законом выписаны все права, обязанности и полномочия городского головы, исполкома и горсовета. Он сбалансирован и четок во всех своих положениях. Однако уже битых двенадцать месяцев мы объясняем депутатам фракции БЮТ, что не может горсовет распустить исполком, а тем более уволить заместителей мэра, если это решение не инициирует мэр. Да, на сессии горсовета заслушивается отчет исполкома, но и только. Это называется системой сдерживания и противовесов.

В надежде на конструктивный диалог, в феврале 2008г. я согласился инициировать роспуск исполкома и формирование нового его состава. Однако и тут на перекрестке возникла пробка. БЮТ за год (!!!) не может разобраться, кто же у них принимает решение
– фракция или партийные лидеры
– и кого делегировать в состав нового исполкома.

С другими фракциями горсовета переговоры завершены, подписан соответствующий документ. Достигнуты договоренности как между мэром и фракциями, так и между самими фракциями. При этом всем участникам пришлось пойти на жесткие компромиссы в отношении тех или иных персоналий. Тем не менее, фракции «Наша Украина», ПРУ, КПУ и «Ночной Дозор» смогли пожертвовать собственными интересами. Теперь мы все вместе ждем решения БЮТ, ждем их доброй воли и готовности идти на компромиссы ради стабилизации работы, как исполкома, так и самого городского совета.

А здесь тоже есть огромные проблемы. Уже год на повестке дня стоит вопрос переформатирования депутатских комиссий согласно механизму, выписанному в регламенте, понятному и справедливому, учитывающего интересы самых малых фракций, а, значит, и всех избирателей. Но БЮТ категорически стоит на позициях количественного распределения мест в комиссиях образца апреля 2006г., где БЮТ имеет подавляющее большинство в комиссиях по земле и коммунальному имуществу.

Земля, имущество… Как много в этих словах привлекательного, не правда ли? И из земли каким-то странным образом могут появляться детские площадки под партийными флагами. Только вот меня гложут сомнения: а самый ли это эффективный и прозрачный способ появления в городе детских площадок? Поэтому сам факт переформатирования депутатских комиссий в соответствии с нормами регламента в ближайшее время нам покажет, способна ли фракция БЮТ вообще принимать решения в контексте интересов громады и считаясь хоть немного со своими коллегами по городскому совету? Или все же придется обращаться к прокурору с указанием на нарушения горсоветом норм регламента и ждать протеста?

БЮДЖЕТ, ТРАНСПОРТ И КРЕДИТЫ

Бюджет города 2006г. соста¬вил в итоге 308 млн. грн., 2007г.

– 480 млн. грн., запланированный бюджет 2008г. – около 540 млн. грн. Казалось бы, живи и радуйся. Однако, специфика местных бюджетов в том, что около 80% мы выделяем на защищенные статьи: зарплата работникам бюджетной сферы, содержание бюджетных объектов, медикаменты и т.д. И только оставшиеся 20% (в 2008г. это около 100 млн.) громада может тратить на ремонт дорог, благоустройство, закупку оборудования для медицины и образования, ремонт школ, больниц, детсадов, детское питание и т.д. То есть, расходовать эти средства следует необычайно скрупулезно, при этом учитывая, что за последние десяток лет в городе накопилось несколько по-настоящему «пожарных» проблем. К тому же, Кабинет Министров запланировал изъятие из нашего городского бюджета в 2008г. в пользу государственного бюджета уже в размере 27 млн. грн. Сравните: 2006г. – 3 млн. грн., 2007 г.
– 8 млн. грн. Диспропорция не в пользу Сум очевидна.

При формировании городского бюджета 2008г. я предоставил депутатскому корпусу на рассмотрение бюджетные предложения, акцентируя внимание на основных городских проблемах, которые требуют безотлагатель¬ного решения. Лифтовое хозяйство, сети КП «Горводоканала», и, самое неотложное – погашение кредитов КП «Электроавтотранс» и выделения ему средств на покрытие убытков. Предприятие необходимо вывести в «ноль», что бы дать ему возможность нормально развиваться. Для этого исполком, учитывая, что предприятие не получает уже на протяжении двух лет в полном объеме субвенции из государственного бюджета на перевозку льготной части пассажиров (это более 1,3 млн. грн.), принял решение о цене проезда в троллейбусе 60 коп. Это при том, что реальная себестоимость перевозок составляет не менее 75-80 коп. (по расчетам управления экономики и данным КП) – разницу необходимо дотировать.

В итоге в январе с депутатами сошлись на том, что в марте при корректировке государственного бюджета на уровне правительства (что до сих пор не сделано, кстати) и, соответственно, изменений в городском бюджете мы решим проблемы предприятия. Но политические баталии марта-апреля отодвинули принятие решения, хотя 16 апреля, когда сессия наконец-то начала рассматривать хозяйственные вопросы, были приняты изменения в программу развития электротранспорта в размере 2,205 млн. грн. Но изменения в программу – это еще не решение вопроса погашения кредита и погашения заработной платы людям. Нужны изменения в бюджет. И вот тут произошло самое главное. Некоторые депутаты, от чьих голосов многое зависело не захотел делиться деньгами с троллейбусниками в полной мере. Именно «делиться», т.к. они давно уже запланировали пустить эту часть городского бюджета на направления, которые курируют лично. Выводы делайте сами. В итоге троллейбусное управление недополучило 1 млн. грн., и когда получит – неизвестно. О какой реформе коммунального транспорта может идти речь в такой ситуации?!

«ГРЯЗНЫЕ» (МУСОРНЫЕ) ДЕНЬГИ

Но наиболее лоббистским решением на последней сессии горсовета было решение о неоказании финансовой помощи КП «Сумыжилкомсервис», ныне эксплуатирующему полигон для утилизации отходов и несущего убытки, в первую очередь из-за неплатежей ООО «Сумыкоммунтранс».
Год назад, создавая это КП, мы преследовали несколько целей. В первую очередь ему отво-дилась главная роль в организации сбора и перевозки мусора по новой «весовой» схеме, эксплуатации нового полигона для захоронения отходов, создание на его базе единого расчетного центра, учет и начисление амортизации на весь жилищный коммунальный фонд, учет и предоставление в аренду всего коммунального имущества обанкротившихся ПРЖЭУ и ДЭЗов, в конце концов, создание на его базе одного экспериментального коммунального ЖЭКа. Но депутаты, в первую очередь депутатская комиссия по ЖКХ, постепенно и методично все эти функции «забраковали» (чего стоил только один демарш ЖЭО на заседании исполкома, поддержанный депутатской комиссией), оставив за этим КП только работу на полигоне.

Установленные на полигоне весы позволили нам получать объективную информацию о количество отходов, вывезенных на полигон. И что мы увидели? Мы увидели то, что ООО «Сумыкоммунтранс» за 7 месяцев получило от населения «лишних» как минимум 1,7 млн. грн. (не учитывая льгот и субсидий из бюджета около 0,5 млн. грн.). Стало ясно, что за эти средства развернется нешуточная борьба. И она развернулась. Но только не на расширенном заседании планово-бюджетной комиссии, на котором практически все депутаты согласились с доводами о том, что наше КП несет убытки, а на самом пленарном заседании. Депутаты от БЮТ, в первую очередь Роман Чипирис и Александр Вегера, стали на сторону ООО «Сумыкоммунтранс». В итоге решение не было принято, и на полигон «победно» въехала техника «Сумыкоммунтранса» -единственного предприятия, которое работает по «временной» схеме еще со времен зимы 2006 г., в тарифе которого до сих пор значится сбор, перевозка и, главное, захоронение отходов. Может быть, кто-нибудь подскажет, какой смысл в действиях депутатов от БЮТ, какой смысл им «рубить» на корню коммунальное предприятие в пользу ООО с известными учредителями? По нашему мнению, новая, предлагаемая нами «весовая» схема вывоза мусора в контексте возникновения конкурентной среды более эффективна, чем ныне существующая, когда чистота в городе зависит от милости только ООО «Сумыкоммунтранс». Мы хотим сделать город чище, а не обеспечивать денежными потоками определенное предприятие, даже если оно вносит взносы в ту или иную партийную кассу. Выводы, опять же, делайте сами.

Закончится ли монополия «Сумыкоммунтранса» и будет ли отменена эта «временная» схема в связи с проведением конкурса на сборщиков и перевозчиков отходов на предстоящей неделе, неизвестно. Вполне возможно, что итоги конкурса будут оспорены в суде ООО «Сумыкоммунтранс». И тогда депутаты БЮТ будут довольны, а секретарь горсовета Петр Гученко вновь скажет, что исполнительная власть не подготовила условий плавного, безболезненного перехода к новой схеме уборки города от мусора. В общем, все останется, как было. Только мне непонятно в таком случае, зачем на полигоне устанавливали весы?

ЧИСТЫЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ) ЖЕЛАНИЯ

Очевидно, что в нынешней ситуации городское хозяйство, сам город может эффективно функционировать только при консолидации усилий всех субъектов политической и хозяйственной жизни. Средства на поддержание жизнеобеспечения системы и, тем более, на ее модернизацию крайне ограничены. Земельный и имущественный ресурс города истощается с каждым днем, и, что характерно, далеко не всегда в пользу бюджета. И за эти ресурсы идет война. Война, в которой не будет победителей. Интересно, понимают ли это люди, которых мы привыкли называть патриархами сумской политики, отдают ли они отчет в том, что ответственность за эту войну ляжет, в том числе, и на них? Может, пора зарыть топор войны?

Я открыт для выработки решений на благо сумской громады. Открыт, в том числе, и для Анатолия Епифанова и Ивана Сидельника – меня учили уважать старших. Именно уважать! Но не брать под козырек и при этом говорить только одно: «Слушаюсь!». Если взаимопонимание будет найдено, то нет сомнений, что разблокирование работы горсовета произойдет незамедлительно, а за ним – и принятие необходимых городу решений. Хотя нужно сказать честно – чудес ждать не стоит. Нельзя построить ни за год, ни за 10 лет в отдельном городе (области) светлую и богатую жизнь, не проведя реформ во всей стране. Стремиться можно – построить нельзя.

Но можно совместными усилиями выжать максимум даже из того минимума, который у нас есть. В этом наша задача – сделать перекресток местного самоуправления регулируемым, функционирующим согласно всем правилам и законам общественно-политической жизни цивилизованного общества, гарантирующим безопасность и комфортность его пересечения жителями нашего города. В идеале громада вообще не должна замечать существование этого перекрестка.

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *