Сафари по-сумски

1О региональной предвыборной войне компроматов (в главных ролях: мэр Сум Геннадий Минаев, а также Андрей Деркач, Григорий Омельченко и Александр Волков).

Предвыборная кампания в нашей стране – дело всегда острое и грязное, но даже по общеукраинским меркам на Сумщине этот увлекательный процесс стартовал слишком рано и рьяно. «Вторичный продукт» брызжет во все стороны, причем направляют эти потоки политики с именем: внефракционный нардеп Григорий Омельченко (атакует губернатора-«регионала» Юрия Чмыря), нардеп-«регионал» Андрей Деркач (не на шутку вцепился в мэра Сум Геннадия Минаева) и «куратор» Сумской областной «Батьківщини» Александр Волков (ругает всех подряд, в особенности потенциальных конкурентов на выборах по облюбованному им мажоритарному округу).

«Обком» решил предоставить слово одному из атакуемых – Сумскому городскому голове, автору нетленного термина «підписздесь» Геннадию МИНАЕВУ:

фото vsisumy.blogspot.com

фото vsisumy.blogspot.com

– Этот парад «разоблачений» – всего лишь очередной этап политической борьбы на Сумщине или же свидетельство раннего старта предвыборной кампании?

– Политическая борьба всегда есть, но в предвыборный этап она обостряется – ровно так же, как в определенный период времени обостряются болезни у человека. Но дело еще и в том, что, с моей точки зрения, наш регион входит в число регионов, от которых многое будет зависеть. На протяжении последних избирательных компаний этот пояс – Сумская, Черниговская, Полтавская, Черкасская и Кировоградская области – в значительной мере определяет исход выборов. И то, что Сумская область входит в этот пояс, многое объясняет. Предвыборная активность здесь начала проявляться очень рано. Может, это связано с определенной долгосрочной технологией – мне трудно судить.

– Давайте пройдемся по персоналиям, которые демонстрируют эту активность. Народный депутат Андрей Деркач (Партия регионов), не пожалевший денег на то, чтобы на коммерческих правах разместить в двух крупнейших сумских газетах свое депутатское обращение в Генпрокуратуру Украины относительно «систематических нарушений законодательства, злоупотребления служебным положением должностными лицами Сумского горисполкома и лично мэром Сум Г.Минаевым»…

– Если говорить о персоналиях, то, к сожалению, у меня с Андреем Леонидовичем был личностный конфликт.

– С чем он был связан?

– Дело в том, что в период предвыборной борьбы за пост Президента (конец 2009 года) Андрей Леонидович появился у нас в Сумах. Тут надо отметить, что исторически «его» территория – северные районы: Глухов, Конотоп. Но в этот раз он появился в Сумах и как человек системный, с аналитическим складом ума (благо, образование позволяет), решил на моем антирейтинге поднять свой рейтинг. У каждого политика – а у меня в особенности – очень серьезные положительный и отрицательный рейтинги.

– Вы имеете в виду рейтинги доверия и недоверия?

– Да. К моему счастью, рейтинг недоверия у меня пока меньше, но он высокий. Я это признаю, тут нечего спорить. И Андрей Леонидович, будучи одним из руководителей предвыборных штабов на Сумщине, решил собрать на моем антирейтинге электорат, что называется, «в одну кошелочку». И в рамках этого плана он начал делать какие-то разоблачения, которые, впрочем, ни к чему не привели и затихли сразу же по окончании президентской кампании. Но разгар конфликта был в конце 2009, и тогда я с трибуны горсовета обозвал его «маленьким Щербанем».

– …Что для Сумщины, в свое время здорово намучившейся от Владимира Петровича, граничит с крепким матерным словцом…

– Да, тут я полностью с Вами согласен. Это был вызов, и достаточно серьезный. Причем я сказал, что не допущу появления маленьких щербаней на Сумщине. После чего личностный конфликт длился достаточно долго. В свое время я виделся с Деркачем в Кабинете министров и пригласил его в Сумы на чай. Но он ко мне так и не приехал.

– А чем Андрей Леонидович руководствуется сейчас?

– Я думаю, все пошло по второму кругу: надо собирать электорат. Не знаю, правда, почему в Сумах, ведь исторически Деркач ориентирован на Глухов. И зачем опять собирать посредством моего отрицательного рейтинга избирателей? Чмырь, например, на местных выборах поступил по-другому: штаб Партии регионов не предпринимал в отношении меня никакого давления ни через СМИ, ни через прокуратуру. И Чмырь собрал больше позитива для Партии регионов, заведя в горсовет свою фракцию.

– И это при громком общеукраинском скандале с предвыборной пирамидой

– …Но, делая ставку на конструктив, Чмырь для Партии регионов добился большего, чем Деркач. И сегодня я однозначно могу сказать: конфликт идет не по линии Деркач-Минаев, но по линии Деркач-Чмырь. Вот в чем вопрос! Я не знаю, может, они принадлежат к разным группам влияния внутри партии, или к разным управленческим схемам. Но я, например, ориентируюсь на губернатора.

– Это заметно, вас уже называют одной командой…

– Да, я работаю в команде Юрия Павловича. И ситуацию хорошо описывает афоризм: «Обидев лошадь, вы обидели наездника». Очередной выброс информации, которая на голову не налезает, – это вызов не мне, я не являюсь тем субъектом, который будет что-то решать в парламентской избирательной кампании с точки зрения результата по спискам.

– Тогда зачем Деркачу все это?

– Скорее всего, амбиции Андрея Леонидовича распространились на всю область.

– То есть он метит в своего рода «теневые губернаторы»?

– Да, скорее всего его желания стали распространяться на всю область. Но позвольте – здесь есть губернатор! И это его ареал!

– Смотрите, какая схема вырисовывается: один профессиональный особист – внефракционный депутат Григорий Омельченко –«чмырит» губернатора Чмыря, другой – нардеп от Партии регионов Андрей Деркач – бьет по мэру Минаеву. Причем сферы «мочения» пересекаются намеренно, ведь Андрею Леонидовичу не с руки публично критиковать «регионального» губернатора. Поэтому Чмыря на себя взял бывший коллега по цеху.

– Абсолютно с Вами согласен. Я думаю, что Григорий Омельченко с трудом представляет себе, где на карте Украины находится Сумская область. Я, конечно, утрирую, но уверен, что проблемы этой области ему не знакомы, более того – чужды. Поэтому я думаю, что запросы Омельченко были сделаны исключительно по просьбе Андрея Леонидовича.

– А у Вас не возникало желания вступить в этот «общественно-полезный» диалог и, к примеру, обратиться в ГПУ с просьбой поинтересоваться спецификой влияния Андрея Деркача на Глуховскую таможню и местные структуры исполнительной и законодательной власти?

– Нет, не возникало. По одной простой причине: проработав уже 6 лет в политической и хозяйственной должности, я прекрасно понимаю, куда распространяются мои полномочия. А они заканчиваются границами города Сумы. И вот в эти вещи мне бы не хотелось влезать. Хотя, я думаю, там есть вопросы, которые можно задать.

– Вернемся к обвинениям в Ваш адрес со стороны г-на Деркача. С Вашей эмоциональной реакциейпользователи Сети могли ознакомиться на Вашем сайте.

– Там приведены вещи, полностью переписанные еще со времен президентской кампании. Причем маленькая ложь, как известно, ставит под сомнение весь объем информации. В запросе упоминается о закупке компьютерного оборудования. Но ведь уже триста раз было сказано, что ни я, ни Сумский горсовет, ни структурные подразделения, ни коммунальные предприятия – абсолютно никто из них не делает закупки и не проводит тендеры с участием моей бывшей фирмы (г-н Минаев в прошлом – директор ООО «Компьютерные информационные технологии» – «Обком»), где моя жена является учредителем! Просто Андрей Леонидович иногда пользуется непроверенной информацией, гипертрофируя ее в какие-то вещи. А на самом деле все рассыпается…

– Если вкратце: много ли в запросе Андрея Леонидовича было новой информации со времен президентской кампании?

– Добавилось одно: ситуация вокруг коммунального предприятия «Сумижитло». Здесь Андрей Леонидович использует мой конфликт с премьер-министром. Это же была классическая (и я бы сказал «технологическая») работа определенных людей на то, чтобы «подставить» меня перед премьером.

– У которого г-н Деркач, если нам не изменяет память, является советником…

когда-то не только премьер Азаров щеголял в оранжевом шарфе, но и его нынешний советник

когда-то не только премьер Азаров щеголял в оранжевом шарфе, но и его нынешний советник

– Да. И вот, даю я интервью представителю украинского информационного агентства. И меня спрашивают: «А как Вы можете прокомментировать заявление Азарова о том, что тарифы необходимо снижать?». А я в среду провожу свое мероприятие. И первые мои слова после того, как я оттуда вышел, были такие: «Я ничего не могу комментировать, потому что я не слышал заявления Азарова». Тогда мне задается другой наводящий вопрос: «А как Вы оцениваете то, что Вы не можете разобраться с тарифами водоканала, он убыточный и гибнет? А у Вас забрали право формировать тарифы на водоканал…».

И я говорю: «Премьер-министр не должен ограничивать права местного самоуправления».

После чего путем определенных ступенчатых перепечаток Азарову кладут на стол (возможно, даже, и советник) бумагу: «Матюкливый сумский мэр послал Азарова вслед за Бродским на хутор бабочек ловить».

Понимаете, этим же кто-то должен был заниматься? Это была маленькая спецоперация по дискредитации. При этом я журналистов не обвиняю, поскольку тот текст интервью, который в конечном итоге был переслан в Киев, полностью соответствовал моим словам.

Резюмируя сказанное: на моем антирейтинге электорат не собрать; наоборот, надо действовать на моем позитиве. Я сегодня работаю с Партией регионов и у нас де-факто коалиция в городском совете. В то время, как Деркач по второму разу наступает на те же грабли.

– Один тандем тяжеловесов мы обсудили, давайте перейдем к другому. Как в плане политической активности ведут себя два старых друга, обосновавшихся на Сумщине? Речь, разумеется, об экс-губернаторе Сумской области Владимире Щербане и экс-директоре парламента времен Кучмы, а ныне кураторе партии «Батьківщина» на Сумщине Александре Волкове, который недавно в очередной раз отличился тем, что обматерил соратника по оппозиции из «Фронта змін»? Не бьет ли этот дуэт по Минаеву так, как этим занимается тандем Деркач-Омельченко?

– По имеющейся у меня информации, Владимир Петрович окончательно расстался с политикой. И теперь это не входит в его жизненную концепцию. Но дружеские связи с Волковым, конечно же, остались. Тем более, что Владимир Петрович обязан Волкову; тот в свое время предпринимал много действий для того, чтобы защитить Щербаня. Он, кстати, и сам этого не скрывает.

Поэтому Владимир Петрович всеми силами будет помогать Волкову. Ну, хотя бы для того, чтобы Волков с ним рассчитался за охотничьи угодия. Я думаю, что там транзакции не завершены…

– Речь идет о приобретении…

– …Охотничьего хозяйства у нас под Сумами.

– Патриотовка?

– Низы, Патриотовка, Пашково – в этом районе.

– И что, некоторые из этих угодий перешли в собственность Волкова?

– Да. Он большой охотник, и охотиться здесь ему нравится больше, чем в Африке. И вот, в последние месяцы он, я думаю, из реальной охоты переходит в политическую. Это примерно один и тот же процесс, повышающий адреналин.

охотники на привале, фото podrobnosti.ua

охотники на привале, фото podrobnosti.ua

Что касается Щербаня, то он, я думаю, уже не при делах. Да и не нужно ему это. «Эффективный менеджер» Щербань оказался не таким уж эффективным. Молочные заводы проданы, сахарные – погибли, Сумской мясокомбинат погиб, еле-еле шевелится фарфоровый завод и «Горобина». Есть некоторые активы в виде недвижимости – то, что Владимир Петрович успел заграбастать. (Иронически) Все законно, все правильно, через г-жу Крутушкину (экс-зам прощербаневского мэра Сум Владимира Омельченко, до амнистии Верховного Суда отсидевшая полтора года в СИЗО с формулировкой «завладение денежными средствами путем злоупотребления служебным положением – «Обком») достаточно много вещей было оформлено. И сейчас он занимается упорядочением земельных отношений. Поэтому не думаю, что он будет влезать в политику.

А Волков – да, нацелился на Сумской мажоритарный округ. Рейтинг мой на сегодняшний день не дает ему ни сна, ни покоя. То есть он реально испугался идти по Сумам. Потому что мой рейтинг…

– Какой, кстати, у Вас рейтинг? И часто ли Вы проводите исследования на этот счет?

– Да, наша партия «Рідне місто» (диванная, можно сказать, франчайзинговая, но все же политическая сила регионального уровня) раз в полгода (октябрь и апрель) мониторится крепко. Подтверждают наши данные и замеры других политических сил и властной вертикали. По данным последнего, январского, мониторинга, мой рейтинг в 8 раз выше рейтинга Волкова.

– А конкретные цифры?

– Я не хотел бы их называть. Скажу так: отрыв от ближайшего конкурента у меня в 3 раза, а от Волкова – в восемь. Учитывая то, что мой рейтинг не превышает 50%, можно посчитать…

г-н Волков работает над повышением своего рейтинга

г-н Волков работает над повышением своего рейтинга

– Ближайшего конкурента не назовете?

– Назову: это Анатолий Александрович Епифанов (экс-губернатор Сумщины времен Кучмы, многолетний ректор Украинской Академии банковского дела и вообще – «глыба» областного масштаба – «Обком»). Но речь идет о тех, кого я меряю. К примеру, я не меряю Чмыря, потому что у него рейтинг хоть и повыше, наверное, чем у Анатолия Александровича, но его нет смысла мерить, потому что он – губернатор. И я не думаю, что в какой-то момент он примет решение баллотироваться по мажоритарке.

– А Вы не примете решения баллотироваться по мажоритарке?

– Вы знаете, в последние месяцы этот вопрос мне задают чаще всего. И на сегодняшний день, как и год назад, я отвечаю следующим образом (это даже некоторый штамп): у меня с сумчанами контракт на 5 лет. И, по большому счету, из мэров в нардепы не ходят.

Но неизвестно, что будет в августе. Вот если бы Вы спросили у Федорука в Черновцах: «Николай Трофимович, а пойдете ли Вы в Верховную Раду?», он бы ответил: «Молодой человек, я же мэр Черновцов, какая Верховная Рада?». А сегодня Федорук – бывший мэр, который отстранен от своей должности, причем не совсем чистым способом. И, конечно, он идет в Верховную Раду. И победит по Черновцам с зашкаливающим рейтингом.

Поэтому кто его знает: а буду ли я в этом кабинете в августе?

– Без опаски в нашем политикуме – действительно никуда, всяк норовит тебя «схарчить». И вот, с одной стороны, налицо дуэт в составе двух относительно молодых и очень разных политиков, которые, тем не менее, работают вместе. Их фамилии – Чмырь и Минаев. И есть трио «стариков» – Деркач, Омельченко и Волков, которые по большинству тем имеют собственные взгляды и преференции, но в отношении первых двух бьют сообща. Мы правильно понимаем ситуацию? Насколько эти люди работают против вас в одной смычке?

– Связь Деркач-Волков, конечно, интересная, но, к сожалению, за пределами возможностей моего анализа. Потому что я не знаю досконально историю их отношений. Дело в том, что всегда есть борьба поколений, и в этом конфликте эта направленность тоже присутствует: не допустить более новых, эффективных, прогрессивных людей. Однако история показывает, что побеждают всегда молодые. Поэтому я уверен, что в этой кулуарной борьбе победа будет на стороне Чмыря. Я уверен в этом. Я не имею права говорить о том, что происходило в машине Президента, когда я там присутствовал (речь идет о прошлогоднем ноябрьском визите Януковича в Сумы – «Обком»), но я увидел не полное, а полнейшее доверие и поддержку нашему губернатору со стороны Президента. Я думаю, что сковырнуть Чмыря без Президента – невозможно. Все равно чем – публикациями, прокуратурой…

– Ну, так эти публикации, возможно, и необходимы для того, чтобы изменить точку зрения Президента…

– Я думаю, что у Юрия Павловича – прямой мандат доверия Президента. Вряд ли кто-то может изменить мнение Президента какими-то толчками в бок. Тут надо «на вы».

– Но в чем заключается мотивация того же Деркача в этой истории? Вы сами сказали, что исторически его «земля» – север Сумщины. Зачем ему Сумы? Не связан ли его интерес с тем, что он метит в руководители избирательного штаба Партии регионов в ходе парламентской кампании?

– Знаете, я не хотел говорить об этом, когда рассуждал о его ареалах. Пытался сказать «нежно», но Вы ухватили суть. Я думаю, что Деркач желает стать первой скрипкой в этом регионе. Но первой скрипкой в этом регионе будет губернатор. И руководить избирательной кампанией на территории всей Сумщины будет глава областной партийной организации. А глава областной организации – это Юрий Павлович. Это – статус. А то, скажем, Волков у нас – «куратор». Кто такой куратор?!

– Ну, общепризнанный статус Волкова в прошлом – «директор парламента». Правда, было это давно, в первую половину правления Леонида Даниловича…

– Директор парламента – это понятно. А кто такой куратор? Есть, скажем, глава областной организации – это Лысенко (Александр Лысенко, ставший недавно главой Сумской областной организации «Батьківщина» –«Обком»). А куратор…В Сумах вообще не понимают его статус. И я его в последнем своем блоге сравнил с майором НКВД. У полковников во время Великой Отечественной войны всегда были майоры НКВД. И они были главнее полковников. Так и здесь: есть назначенный глава областной организации партии «Батьківщина» Лысенко. А реально заправляет Волков. Такого в Партии регионов – не будет. Управлять будет Чмырь. И надежды Деркача на то, что он будет руководить штабами, «потоками», людьми – не оправданы…

Виктор БУБЕНЦОВ, Обком

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *