Сумы. Бюджет-2016. Миссия невыполнима

00_Top_Image_BudgetДобрый день сумскому интернет-сообществу и не только.

Предполагаю, что этот текст никому не будет интересен – может быть, за исключением трех-четырех вновь избранных депутатов Сумского городского совета [ СМР – укр. мов. ], тем не менее, я все-таки напишу эту главу моего «бюджетного» блога. Думаю, что последнюю главу. Скорее всего…

Бюджетная тема вообще-то сложная, даже нудная, и действительно мало кому из жителей города интересная. Как говорят, важен результат, а не процесс. Но без грамотного, выверенного бюджетного процесса не будет результата. Поэтому я постараюсь изложить некоторые концептуальные вещи, а также немного деталей и нюансов. Может, кому и пригодится.

Почему я вынес в заголовок известное всем название американского киносериала «Миссия невыполнима»? Лишь потому, что тот объем работы, который предстоит сделать депутатам СМР [ именно депутатам, а не исполнительной власти ] в ближайший месяц [ всего месяц! ], если бюджетировать «по уму», а не как всегда, выполнить неимоверно сложно.

Даже не сложно, а невозможно. На то есть свои «траблы».

Трабл №1.

Главная проблема – отсутствие на сегодняшний день стратегического плана экономического развития города Сумы. Не определена даже миссия громады. Без стратегии априори не может быть тактики, т.е. целей и приоритетов их реализации. Неопределенность с целями и приоритетами это постоянное шараханье из стороны в сторону и хаотичное латание бюджетных дыр.

Тот стратегический план, который мы разработали в 2007 году, больше чем на половину выполнен, а в остальной части безнадежно устарел. Хотя некоторые позиции этого документа остаются актуальными и сейчас.

В конце 2013 года я принял решение о разработке нового стратегического плана экономического развития. В январе 2014 года был сформирован пул экспертов, включая ведущих украинских специалистов разных направлений – от политологов до узких специалистов-профессионалов в той или иной сфере жизнедеятельности городов.

Муниципалитет польского города Люблин – нашего европейского партнера – дал согласие на осуществление патроната над этим процессом и безвозмездной передаче нам технической документации инфраструктурных проектов, которые были реализованы у них в рамках работы с Евросоюзом [ ЕС ] и за деньги ЕС.

В бюджет 2014 года было заложено 500 тыс. грн. на все мероприятия и выполнение задач по разработке стратегического плана.

Но дальше случилось то, что случилось…

За полтора года в этом направлении, несмотря на неоднократные громкие публичные заявления мэра города Александра Лысенко и секретаря СМР Татьяны Гончаренко, не было сделано ни единого шага.

Это их вина и их беда. Во-первых, они просто не знают, как сделать эти шаги, даже с чего начать [ вина ]. Во-вторых, надвигающаяся децентрализация окончательно спутала все дорожные карты процесса – ведь о какой стратегии можно говорить, если не определена сама сумская громада, ее территория [ беда ].

Вследствие всего этого о стратегическом плане развития города Сумы следует забыть на ближайшие два года, а может быть и больше. И вернуться к нему [ к его разработке ] после того, как пройдет децентрализация. Во всяком случае, после проведения административно-территориальной реформы и объединения громад. Конечно же, важную роль будет играть и спектр полномочий, которым «одарит» Киев местные власти. Минимально должна быть хотя бы определенность [ визначеність – укр. мов. ] сумской громады и ее территория. В противном случае, все это будет напрасным расходованием сил и средств без достижения результата.

Трабл №2.

Законодательное поле Украины не позволяет расходовать бюджетные средства по принципу «я хочу / мы хотим профинансировать вот это». Уже несколько лет бюджетирование осуществляется на основе программно-целевого метода. На самом деле все просто. Логическая цепочка такова: «стратегия – приоритеты – цели – оценка и определение ресурсной базы – программы достижения целей – бюджетное финансирование». И каждое расходование средств из бюджета в своем обосновании должно иметь цель / задачу, которая достигается / решается и финансовый ресурс, который позволяет достичь в этом успеха.

Все это – «цель / ресурсы / финансирование» – должно быть отражено в целевой [ комплексной целевой / развития ] программе.

Совокупность целевых программ является основой / базой для составления единой программы экономического и социального развития города Сумы на 20** год и основные направления развития на 20**+1–20**+2 года.

И только после этого всего финансовый департамент составляет бюджетные таблицы, которые являются приложением к решению СМР о бюджете на 20** год.

Говоря простым языком, чтобы «что-то» профинансировать из бюджета конкретной цифрой в «грн.», это «что-то» должно быть отражено не меньшими «грн.» в трех документах: а) целевой программе; б) программе экономического и социального развития; в) решении СМР о бюджете.

Все, что описано выше – так должно быть, другими словами, в идеале. На практике далеко все не так, а иногда даже наоборот. В последние два года не иногда, а всегда не так. Сначала составляются бюджетные таблицы, куда впихиваются проекты и объекты с конкретными цифрами в «грн.», а затем все это переносится в целевые программы. В финальном апофеозе процесса додаток по бюджету развития тупо синхронизируется с додатком программы экономического и социального развития.

Как пример. В СМР такой целевой программы как «Евродвор» не существует! Просто в таблице бюджета развития есть набор строчек с адресами и «млн. грн.» напротив них. Все эти «млн. грн.» «синхронно» занесены в додаток программы экономического и социального развития. Вероятнее всего, что в этом случае даже без использования какой-либо целевой программы, если финансирование на «эуродворы» осуществляется исключительно из бюджета развития [ без задействования общего фонда бюджета ]. Так оно и есть – программа без программы!

Так в чем же состоит трабл №2? А он состоит в том, что новому составу СМР нужно не только определить приоритеты / цели развития города Сумы на 2016-2017 годы, а еще и провести ревизию всех целевых программ. Прошу учесть, что это придется делать в отсутствии стратегии, на минуточку! За месяц! Я не представляю, как они это сделают, даже если захотят. Миссия невыполнима, короче.

В свое время [ 2007-2009гг. ] СМР наплодила этих целевых программ больше четырех десятков, 43 или 45 – уже не помню точно. Не все программы финансировались в полном объеме, а некоторые вообще не финансировались. В начале 2011 года я «топнул ногой» / «стукнул кулаком по столу» и мы начали кропотливую ревизию всех целевых программ. Что-то закрыли, что-то перенесли в другие программы, что-то объединили и т.п. В итоге на 2012-тый год шли с бюджетированием «понятных» и «вменяемых», если не изменяет память, 25-ти программ. Хотя задача ревизии стояла – не больше 20. Однако некоторые вещи нельзя объединять и укрупнять – цели у них абсолютно разные. Но 25 это также хороший результат. Другое дело, что в тот год у местного самоуправления вообще исчезли финансы и это действительно другая история.

Так вот о программах. Их снова, спустя два года после моего ухода из кабинета мэра, почти четыре десятка, точнее 38. Кому интересно можно ознакомиться с актуальным перечнем целевых программ СМР.

Так что новым депутатам СМР будет над чем поработать, тем более что исполнительная ветвь власти – департаменты, управления и отделы, которые призваны эти программы составлять и подавать на утверждение депутатам, будут этому ревизионному процессу всячески противиться.

В конечном итоге, все распишется в кабинете мэра [ и еще парочке кабинетов в городе Сумы за пределами «Кривой Хаты», поважнее чем кабинет А.Н. Лысенко ] по старой схеме, а депутатам на сессии СМР в конце декабря скажут: «Давайте принимать «как есть». Бюджет нужен! Не переживайте, мы с Вами в феврале-марте будем его править…». При этом в очередной раз скроют от депутатов нераспределенный остаток средств на начало 2016 года. Править будут также, по тому же «трехкабинетному» принципу.

В такой ситуации мэр должен брать инициативу на себя и обращаться к громаде и депутатам СМР со своим видением развития города и путей решения задач и проблем. Что, собственно, я всегда и делал в ноябре месяце.

«Геннадій Мінаєв окреслив головні завдання для громади міста на 2013 рік. ВІДЕО. Повний текст головних завдань громади міста на 2013 рік»

Затем ежегодно слал депутатам бюджетное посланиеЩорічне послання міського голови депутатам СМР [ pdf ].

Когда-то, в конце 2010 года, я готовил соглашение [ угоду – укр. мов. ] между Сумской областной государственной администрацией, Сумским областным советом и СМР по вопросам развития города Сумы как областного центра Сумской области. Впрочем, ни Чмырь, ни Михайленко это соглашение не подписали. Однако многие позиции додатка актуальны и сейчас.

Вроде бы завтра [ 23/11/2015 ] Александр Лысенко проведет пресс-конференцию «щодо перспективних планів роботи Сумської міської ради».

Перспектива_туманна

Посмотрим, если будет, конечно, онлайн-трансляция. Сделаем выводы.

Я считаю IMNSHO*), что в приоритеты финансирования реализации проектов, строительства и ремонта объектов в 2016 году в городе Сумы крайне необходимо включить нижеследующие. Перечень приводится в произвольном порядке, а не в порядке приоритетов финансирования. Эти приоритеты как раз компетенция депутатов СМР. Социально-экономическое обоснование по всем этим проектам и объектам давно имеется в СМР.

*) IMNSHO – по моему не очень-таки скромному мнению.

Реализация проектов по энергосбережению, даже, вернее, проектов по энергоэффективности, всех зданий и сооружений всех бюджетных учреждений, в первую очередь детских садов, школ, больниц, поликлиник и т.д. Не только утепление стен, реконструкция крыш и замена окон, а и установка индивидуальных тепловых пунктов, переход на альтернативные виды топлива. Непростая задача и не на один год, но ее обязательно нужно планировать и бюджетировать.

Капитальный ремонт магистральных, межквартальных и внутриквартальных  дорог. В том числе дорог частного сектора.

Покупка современного асфальтового завода.

Капитальный ремонт тротуаров [ не во дворах, а общегородских тротуаров ].

Общегородские_Тротуары

Покупка троллейбусов и электроавтобусов.

Планирование и строительство детских садиков и школ.

В первую очередь, на Химгородке. Это уже по силам городскому бюджету. Во-первых, необходимо достроить в полном объеме детский садик по ул. Августовская 1. Во-вторых, реконструировать под детский садик бывшую 16-тую школу по ул. Мира. Я слышал, что СМР собралась передавать это здание то ли Национальной Гвардии, то ли Сумскому филиалу Харьковского национального университета внутренних дел. Этого категорически нельзя делать! Даже исходя из размеров земельного участка. Там непременно должен быть детский садик! И проблемы с местами в них на Химгородке полностью решатся.

Хотя первым в этом плане может быть и 12-тый микрорайон. Там такая же острая проблема – и с детским садиком, и со школой.

Микрорайон_12

Еще один «перспективный» [ в кавычках ] район с детским садиком и школой – район так называемой эспланады, ул. Харьковская и Демьяна Коротченко. Правда, за землю под детский садик СМР там придется еще повоевать.

Эспланада

Отмена всех поборов родительских денег в детских садиках и школах. Это также уже по силам городскому бюджету!

Достройка путепровода по ул. 20 лет Победы – от ул. Федько до ул. Герасима Кондратьева.

20_Років_Перемоги_01 20_Років_Перемоги_02

Капитальный ремонт дороги к кладбищу в районе 40-ой подстанции.

Нове_Кладовище

На рисунке дорога показана желтым цветом. Попутно при реализации этого проекта необходимо осуществить работы по укладке ливневой канализации по ул. Римского-Корсакова [ на рисунке ниже показана красным цветом ] и обустроить «евродворы» в жилом массиве между улицами Ахтырской и Римского-Корсакова [ синий цвет ], отвести ливневые воды из него в новую «ливневку».

Римского-Корсакова_Ливневка_Дорога

Капитальный ремонт подземного перехода возле фонтана «Садко».

Реконструкция Театральной площади …

… и завершение реконструкции Покровской площади.

Покровская_Площадь_01Покровская_Площадь_02

Больше тут: Хроника фейсбука | Публичная страница фейсбука | ВКонтакте

Строительство экстрим-скейт-парка.

Экстрим_Скейт_Парк_01 Экстрим_Скейт_Парк_02

Подробнее тут: «Скейт(экстрим)-парк в Сумах. Есть надежда!»

Я мог бы перечислить еще пару десятков проектов / объектов [ в том числе по освещению, озеленению и т.п. ], но думаю, что депутаты СМР и без меня  разберутся в этом, если захотят, конечно. Но об одном напишу все же! Для завершения очень известного в городе Сумы архитектурного ансамбля обязательно нужно поставить еще шесть арок на входе в парк им. Кожедуба – три со стороны ул. Антонова и три со стороны пешеходного моста с ул. Прокофьева… :-) :-) :-) :-) :-) :-) [ шесть смайлов – по одному на каждую арку! :-) ].

Резюме.

Поэтому в ближайший месяц нас ожидает в СМР тривиальный «распил» бюджета с точки зрения его «освоения», а не планирование и бюджетирование достижения не то что стратегических, а даже тактических целей. Комплексного решения стоящих перед городом задач и проблем не предвидится.

Но не стоит унывать – буквально с 1 января 2016 года у нас будут: а) справедливые пенсии; б) низкие тарифы; в) контрактная армия… Это не может не радовать, согласитесь!

Мин.

P.S. Кстати, проект бюджета города Сумы на 2016 год должен быть обнародован на сайте СМР не позже 1 декабря, если не 27 ноября – лень считать 20 рабочих дней до 25 декабря. Интересно, контрольные показатели Светлана Липовая получила уже из Минфина? Или как всегда?

P.P.S. І таки забув. Так звані «депутатські кошти» та «кошти на висвітлення діяльності СМР» потрібно скасувати на хрєн, тобто, к чортам собачим!

***

«Мы пилим бюджет».
Стихи – Александр Васильев [ «Сплин» ].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *