Операция «Бюджет» или Направление главного провала

00_Top_Операция_БюджетДобрый день сумскому интернет-сообществу и не только.

Главное на сегодня это – #SaveUkraineFromRussianInvasion!

Однако есть и другие проблемы, учитывая тот факт, что на территории города Сумы военные действия не ведутся.

Во вчерашней своей публикации «Операция «Бюджет» или Реформы требуют отчаянных нарушений Законов Украины!», которая в большей степени беллетристическая, я обещал детально с цифрами и выкладками проанализировать проект бюджета города Сумы на 2015 год. Даже начал это делать, готовя сравнительные таблицы, но затем увидел что бюджет «плавает», говоря финансовым языком не сбалансирован. И не сбалансирован не в смысле того, что доходы не попадают по цифре с расходами, а в разрезе общей структуры документов.

01_Операция_Бюджет

Я нигде так и не увидел, какая же сумма передается из общего фонда бюджета в специальный. В частности, в бюджет развития. По доходам бюджет развития 8,4 млн. грн., а по расходам 172,8 млн. грн. [ c учетом кредиторской задолженности 2014 года ]. Более того, некоторые цифры идут в разрез друг другу. Хотя это и понятно. В таком режиме готовить главный документ города, в котором он готовится сейчас, безусловно невозможно! Более того, категорически противопоказано.

Ввиду всего этого качественно проанализировать проект бюджета не представляется возможным. Будем ждать окончательную версию. Тем не менее, несколько штрихов.

Первоисточники тут: «Доходы», «Расходы».

Официально средств из государственного бюджета в виде трансфертов нам в Сумы должно поступить больше, чем в прошлом году. Это радует. Однако все равно эти субвенции не покрывают расходов по отраслям.

«Освітня» субвенція з державного бюджету – 176 983,7 тис. грн. Видатки по галузі «Освіта»: 317 333,9 тис. грн. по загальному фонду і 6 888,1 тис. грн. по спеціальному (по бюджету розвитку).

«Медична» субвенція з державного бюджету – 176 732,7 тис. грн. плюс субвенція з обласного бюджету 728,0 тис. грн. Видатки по галузі «Охорона здоров’я»: 193 035,5 тис. грн. по загальному фонду і 15 656,8 тис. грн. по спеціальному (по бюджету розвитку).

02_Операция_Бюджет

Таким образом, в эти две сферы город будет по-прежнему вкладывать свои средства. И если по бюджету развития понятно, что свои 22,5 млн. грн., то по общему фонду на выполнение делегированных полномочий «уйдет» в 2015 году [ 140,4 + 16,3 ] =  156,7 млн. грн. Но с другой стороны это почти в два раза меньше, чем в прошлом году. И это, как я уже написал выше, радует. Во всяком случае, тенденция позитивная.

По социальной защите населения от государства планируется трансферт в размере 327 750,3 тыс. грн. Это и понятно. Все льготы и пособия даются [ предоставляются ] государством и им же гарантируются. У местного самоуправления функции только транзита [ доставки ] финансового ресурса до адресата и по назначению.

Правда, з місцевого бюджету у розмірі 11 943,1 тис. грн. фінансуються бюджетні установи [ Центр соціальних служб для сім’ї, дітей та молоді, КУ «Центр матері та дитини»,Територіальний центр «Берегиня», КУ «Центр реінтеграції бездомних громадян» – 6 794,9 тис. грн. ], чотири програми з питань молодіжної політики [ 2 016,6 тис. грн. ] і програма «Місто Суми – територія добра та милосердя» [ 3 131,6 тис. грн. ].

В итоге с прочими трансфертами всего от государства получаем 697 млн. грн. против 494 млн. грн. прошлого года. Плюс 203 млн. грн. Вроде бы прекрасно! Но это только на первый взгляд. Из доходов «ушло» 15% ПДФО [ по факту 442 688,6 тыс. грн. 2014 года против прогноза 2015 года в размере 342 618,4 тыс. грн., т.е. ровно 100 млн. грн. ] и «ушел» единый налог [ по факту 64 764,7 тыс. грн. 2014 года против прогноза 2015 года в размере 55 005,5 тыс. грн. с учетом 15% «послаблений» нашему «единоналожному» бизнесу, т.е. 55 млн. грн. ]. 203 – 100 – 55 = 48. Плюс 10-12 млн. «забегало» плюсом по другим статьям доходов. Итого около 60 млн. грн. профита. Шило на мыло, в общем. Впрочем, я повторяюсь и об этом вчера писал.

Update. Вот тут в спешке бес попутал… 🙁 В предыдущем абзаце вместо 55 млн. грн. по единому налогу нужно читать 55 млн. грн. реверсной дотации [ вилучення ]. Единый остается «местным» налогом, только из специального фонда бюджета [ точнее, из бюджета развития ] переходит в загальний фонд. Впрочем, остуда он может быть передан назад в бюджет развития  при условии, если есть профицит по загальному фонду. Так что, посмотрим как оно будет в наших реалиях нашей жизни.

Для особо интересующихся тем, каким образом и из чего появляются доходы, даю прямую ссылку на «пояснительную записку».

06_Операция_Бюджет

При этом еще раз подчеркну, структуру доходов бюджета сравнивать теперь с предыдущими периодами некорректно. Она не кардинально, но очень существенно изменена, вернее, переформатирована.  

В качестве комментариев только два нюанса.

Первый. Теперь к «местным» налогам, точнее к сборам, отнесен «акцизный налог» от продажи алкоголя и сигарет. Чем руководствовались киевские [ центральные ] еврореформаторы «перезакрепляя» так налоги непонятно.  Надо понимать так, что лучше будут жить те территории не там где условия для бизнеса лучше, не там где инвестиционный климат приятней, а где население больше пьет и курит, курит и пьет! Великолепно!

Я предлагаю в целях восстановления социальной справедливости ввести для непьющих и некурящих сумчан «солидарный налог». Пусть также участвуют в развитии города Сумы, как пьющие и курящие!

В 2015 году сумма доходов по этой статье прогнозируется 49,9 млн. грн. с учетом небольших сумм по экологическому налогу [ 342,8 тыс. грн. ] и торговому патенту по реализации нефтепродуктов [ 282,8 тыс. грн. ]. Эх, еще бы и «солидарного» добавить бы столько же! Было бы ваще зашибись! 🙂

Так что, писать обоснование для изменений в бюджетный и налоговый кодексы Украины относительно «солидарного налога» для непьющих и некурящих? С детей брать не предлагаю! 🙂

Второй. «Податок на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки» прогнозируется в размере 1,6 млн. грн. Как-то непонятно. Столько разговоров о новом налоге на недвижимость, который существует во всем цивилизованном мире и который в том мире является основой местных бюджетов [ !!! ] и тут такой пшик.

04_Операция_Бюджет

Вернее, даже не как-то, а абсолютно непонятно! По предлагаемым действительно «нежным» ставкам я насчитал себе 233,83 грн. этого налога. Дальше в прогнозах можно идти разными ассоциациями и расчетами, но я думаю, что сумма сборов по этому налогу должна составить не менее 25-30 млн. грн. Что в Сумах нет 50 тысяч квартир [ домов ], гаражей и т.п., таких как у меня? Не верю. И это без учета коммерческой недвижимости! Так что, в итоге не менее 30 млн. грн. точно!

Но пусть будет 1,6 млн. грн. Все-таки первый год администрирования такого налога. Следует ожидать перевыполнения. Но есть опасность, что наш «доблестный» Минфин в этом году перевыполнение по общему фонду, как и нераспределенные остатки на 01.01.2015г., будет изымать в счет погашения ранее выданных «середньострокових позик».

Помнится мне, что «позик» у нас в Сумах к началу 2011 года было около 18 млн. грн. [ взятые в 2008-ом или в 2009 году, не помню уже, но не в 2010-том точно ], а в 2011-2013 годах из-за заоблачных контрольных показателей Минфина [ в основном по ПДФО ] при невыполнении доходной части по загальному фонду бюджета пришлось набраться этих «позик» порядка 70-75 млн. грн. [ не помню точно ]. В итоге «висит» около 90 млн. грн., но «прощать» [ списывать ] не хотят. Хотя это были преступные просчеты самого Минфина.   

Не знаю, как остатки, но перевыполнение по загальному фонду точно будут изымать! Поэтому лучше еще раз изучить базу налогообложения по налогу на недвижимость, просчитать, проверить, относительно точно спрогнозировать и поставить в доходы более-менее реальную цифру, и расписать ее в расходы! Это разумнее.

03_Операция_Бюджет

Зачем спешить, принимая бюджет практически за два дня. Большинство областных центров будут принимать бюджеты в 20-х числах, ближе к концу месяца! Почему и куда «гонят лошадей» Сумы?

Может быть логичнее в свете ранее декларируемой политики теперешней городской власти собрать всенародное городское вече на сумском майдане – обговорить все детально у микрофона на кузове ГАЗели, услышать, что говорит громада, принять резолюцию, проголосовать оную и тогда уже проводить заседания исполкома и сессии городского совета? Нет? А как же «ми всєгда будем савєтовацца з громадою міста! Це наша нєпарушная позіція!»? 🙂 Всьо? Бобік здох?

Расходы.

Неблагодарное это дело анализировать то, что еще толком не сформировано. Как я уже писал в начале статьи, сделаю это после принятия бюджета. Постфактум, на реальных цифрах, в сравнении с цифрами прошлых периодов [ вот тут как раз уместны сравнения ] и с выводами. А сейчас бесполезно тратить время. Все равно мое мнение и мои предложения учитывать никто не будет. Я ж не громада. К тому же на майдане сумском не стоял.

Просто перезалью для удобства чтения экселевские таблицы, которые запакованы на сайте городского совета в прямые pdf-ссылки. В этих таблицах, если разобраться, ничего сложного. Там только с виду каша из букв и цифр. Внимательно читайте наименования по столбику и по строке, и все будет понятно. Сферу социальной защиты не включаю – там, во-первых, «транзит», во-вторых, я уже выше частично описал эти расходы, а в третьих, формат представления данных не стандартизован, как все остальные разделы. Попутно прошу прощения за относительно неуклюжее форматирование – оно не мое.

Отже. Суми-2015. Проект бюджету по видатках на:

«– державне управління [ місцеве самоврядування ]»;

«– освіту»;

«– охорону здоров’я»;

«– культуру і мистецтво»;

«– фізкультуру і спорт».

Більш розширено видатки викладені у таблиці «Загальні видатки», у т.ч. зазначені вище та видатки по галузі ЖКГ, інфраструктурі, благоустрою, соціальному захисту населення, тощо.

Ті чи інші деталі та розбивки, яких немає в загальній або локальних таблицях, можна знайти в «короткій пояснювальній записці по видатках».

Видатки по «природоохоронному фонду». Завжди проблема з їх використанням, до речі.

Особливо цікава таблиця «Видатки по бюджету розвитку». Дуже цікаво. До речі, не знайшов позицію з капітального ремонту підземного переходу на вулиці Героїв Сталінграду біля фонтану «Садко»… 🙁 Не знайшов буріння нових свердловин на водозаборах, будівництва центрального напірного каналізаційного колектору… Багато чого не знайшов. Багато чого побачив зайвого, неважливого с точки зору вирішення проблем всієї громади міста. Але нічого коментувати не буду. По-перше, все видно й так, навіть непосвяченій у фінанси людині, а по-друге, як я писав вже вище, все одно мою думку та мої пропозиції враховувати ніхто не буде. Я ж не громада. До того ж на сумському майдані мене не стояло… 🙂

***

По расходам мой профессиональный взгляд уловил много моментов, которые скрыты от непосвященного человека, в том числе по капитальным вложениям на привилегированных мажоритарных округах.

В целом, коротко можно сказать, что бюджет вновь размазали как остатки манной каши по плоской тарелке. Нет направления основного удара. Ни в транспорте, ни в инфраструктуре, ни в коммуналке, ни в дорогах, ни в тротуарах, ни в детских садиках, ни в спортивных объектах [ скейт-парк, ау?! ]… Нигде. Поэтому вновь будет провал. Да оно и понятно – нет стратегии, нет приоритетов… Зато расходы «на управление» [ на себя любимых, иными словами ] выросли с 46,57 млн. грн. [ 45,71 млн. грн. – факт 2014 года ] до 54,47 млн. грн., т.е. на 17% [ на 19% по факту ]! Такого роста нет ни в одной из других отраслей нашего народного городского хозяйства.

05_Операция_Бюджет

В общем, просто плывут по течению… Не имея ни осмысления проблем, ни целей, ни задач, ни планов…

Никого не обвиняю. Сам такой был в последние два с половиной года своей работы… 🙁

Но сегодня вижу, что бюджетных возможностей на порядок выше. Я бы «психанул» и на все 160 млн. грн. бюджета развития закупил бы в этом году новых троллейбусов – штук 60!!! Или бы построил и оснастил детских садиков штуки четыре, но только в нужных местах [ в 12-ом микрорайоне и на улице Демьяна Коротченко возле Псла, в особенности ]. Хотя, нет – все же троллейбусы. Тем более, в свете реформ.

Мин.

P.S. Сходить завтра на заседание исполкома, что ли? Посмотреть, послушать… 🙂

***

Полюбив я тебе, ти моя Україно,
ще з дитинства свого і назавжди.
Банки – мужні сини, твоя донечка гривня
Ще прославлять тебе, тільки трохи зажди.

Вони разом працюють старанно й сумлінно,
Служать вірно країні моїй кожен день,
В ці буремні роки повернувши надію
на стабільність життя
і заможність людей.

Ти даруєш добробут, надію,
Ти – подяка старим і турбота малим.
Українська натруджена гривня
хай проллється на Вкраїну
життєдайним цілющим дощем золотим.

У великих містах і містечках маленьких
Гривня стрімко як кров по судинах тече.
Нашу гривню, немов корабель серед течій,
Капітан поміж інших валют проведе.

Корабель той надійний, мілини не знає.
Капітан проведе поміж рифів і хвиль.
Міцно прапор в руці український тримає,
Гривні курс визначає на тисячі миль.

Україна моя хай завжди процвітає,
Знаю: гривня ніколи не підведе.
Президентові щиру подяку складаю
За стабільність в державі, а це – головне.

***

«Наша гривня», 2012 рік.
Музика та слова – Михайло Гойхман.
Виконують – Сергій Юрченко та Наталка Карпа.

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *