Драма полураспада

Первый раз в жизни делюсь своими впечатлениями о фильме не в хронике фейсбука, хотя начинал там, а на своем персональном сайте. Должен сказать, что картина стоит того!

● «Чернобыль» / «Chernobyl» [ 2019, IMDb = 9,7 ] – минисериал HBO, 5 эпизодов

Мощное кино. Художественный фильм, не документальный. Но был принят мной как исключительная документально-историческая кинокартина. Янки знают толк в этом «синтетическом» формате.

Фантастически точный и убийственный слоган – «Узнай цену лжи»!..

Поразила достигнутая  в картине аутентичность СССР 80-х годов прошлого века. Она насквозь пронизала весь фильм, даже в мелких деталях, вплоть до номеров автомобилей, не говоря уже о телефонах, и прочего, прочего… В общем, удивительно точно восстановлен антураж тех времен. После «Красной жары» [ если кто не помнит, то: «Какие ваши доказательства? Кокаинум!» от Джеймса Белуши и ударом ему в челюсть от Арнольда Шварценеггера ], установившей голливудский стереотип о «советах» на многие десятилетия вплоть до гипертрофированного прошлогоднего «Красного воробья», я был в шоке от точности, щепетильности и педантичности воссоздания советской обстановки тех времен!

Разочаровал эпизод с шахтерами и министром угольной промышленности СССР. Пожалуй, один из немногих нереальных случаев  в фильме, в котором янки конкретно «запороли бочину», чересчур гиперболизировав довольно таки штатную ситуацию. Да и вообще, с шахтерами непонятная катавасия вышла, но то дело такое – кино есть кино.

Третья серия самая гнетущая по атмосфере: что на заседаниях Политбюро, что в больнице, что от событий на АЭС, не говоря уже о кладбище… 🙁 Два раза нестерпимо хотелось выключить телевизор и закончить просмотр. Не выключил. Не закончил. Первая и вторая «заходили» мощно, но без моральной паники и жуткого трепета, даже с каким-то восторгом. Третья – раздавила мое сознание и залила его бетоном, как залили им цинковые гробы первых пожарных-ликвидаторов в их братской могиле на Митинском кладбище Москвы. Прошу прощения за спойлер… 🙁

Первый раз не могу подобрать слов, чтобы кратко описать фильм. Что не мысль, то сразу спойлер… 🙁 А этого не хотелось бы, ибо не формат.

«CHERNOBYL» – не фильм-катастрофа, хотя и катастрофа также. Но в большей степени сюжет картины строится на историях людей, принимавших то или иное участие в «создании» аварии и ликвидации ее последствий. И, конечно же, о том, как принимались решения в СССР. Это я застал, это видел, это я знаю. И голливудские парни тут ничего не приукрасили.

В телесериале без всякого пафоса, незримо, как радиация, передана вся суть трагедии даже не Чернобыля, а всего того государства. Чертовски точно и просто показана тотальная ложь тех времен, причем с неимоверно циничной подоплекой: «Наша цель – счастье всего человечества». Мы теперь знаем цену той лжи и знаем цену того счастья…

Несколько раз во время просмотров ком подкатывал к горлу. Я стал чрезмерно сентиментальным… 🙁 К тому же я знаю, что правда в тысячи раз страшнее фильма. И от осознания этого становится нестерпимо горько.

Прошу простить, но без спойлера обойтись не могу… 🙁 Никак не описать, и никак не донести то главное, о чем этот фильм.

– Официальная позиция государства: в Советском Союзе невозможна глобальная ядерная катастрофа. Немцам сказали, что самый высокий уровень радиации 2 тысячи рентген. Им дали цифры пропаганды! У робота шансов не было.
  [ ... ]
– А если не очистим?
– Вариантов нет. Если не очистить крышу, мы не построим укрытие. А без него будут 12 тысяч рентген. Почти двойная радиация бомбы с Хиросимы. Каждый час, час за часом...
– Я знаю, знаю! А как же свинец? Мы могли бы, ну, не знаю... расплавить и налить сверху, как покрытие.
– Во-первых, мы использовали весь наш свинец.
  [ ... ]
– О чем мы вообще говорим? Нам нужен новый робот, который выдержит радиацию.
– Я спрашивал. Ничего нет.
– Американцы?
– Если у американцев и есть такая технология, кто нам ее даст? Но даже если и даст ЦК никогда не будет просить. Мы с вами это знаем.
– Роботов нет...
– Биороботы!
– Что это?
– Используем биороботов... людей.

СССР. В нем никогда не ценилась человеческая жизнь

В фильме мало пафоса. Если быть точным, совсем нет. Потому добавлю его я. Немного.

Николай Ващук, Василий Игнатенко, Николай Титенок, Владимир Тишура ... Александр Лелеченко, Борис Баранов, Валерий Беспалов, Алексей Ананенко ... пожарные, работники станции, вертолетчики, шахтеры, тысячи военных и гражданских ценою своей жизни и здоровья спасших само существование не только Украины, но и всей Европы в целом! Точно всей восточной Европы. Нужно помнить и чтить этих людей. И никогда более не возвращаться в ту страну, как бы из-запарєбріка нас к этому не принуждали! НИКОГДА!

По идее  в этот героический ряд нужно добавить Валерия Легасова и Бориса Щербину. Да, им приходилось принимать страшные решения. И возможно не только страшные, но и неправильные. Однако кто знает, как бы все развивалось, если бы на их месте были другой ученый и другой зампред правительства. Приедь, к примеру, в Припять не Щербина, а Лигачев – партийный самодур. Впрочем, он бы ни за что не приехал. Но, тем не менее.

Что еще важно? Автор сценария Крэйг Мазин [  Крейг Мейзин / Craig Mazin ] не принял в качестве основной трактовки случившейся трагедии официальную версию времен СССР – управляемая цепная ядерная реакция стала неуправляемой, т.е. ядерным взрывом, по причине ряда фатальных ошибок персонала Чернобыльской АЭС и даже грубого ими нарушения регламентов работы с ядерным реактором. И хотя в фильме виновниками разрушения реактора 4-го энергоблока в первую очередь показаны три сотрудника станции: Леонид Топтунов – старший инженер управления реактором; Александр Акимов – начальник смены энергоблока; Анатолий Дятлов – заместитель главного инженера станции по эксплуатации в четвертой серии еще одна правда все же прорывается наружу! Для этого автору сценария пришлось даже ввести в сюжет вымышленный персонаж – Ульяну Хомюк, ибо в СССР та правда априори не могла пробить глухую стену КГБ-системы. Она появилась в докладе INSAG-7 лишь семь лет спустя, уже после развала СССР. Правда о том, что ядерный реактор типа «РБМК-1000/1500» со своим «концевым эффектом» рано или поздно все равно бы взорвался – ни на ЧАЭС, так на какой-либо другой атомной станции с установленными реакторами этого типа: Игналинской, Курской, Смоленской или Ленинградской. Реактор «жил» в СССР с этим «смертоносным» эффектом. Впервые с ним столкнулись в 1975 году, затем в 1981-ом. О нем знали разработчики РБМК, и как минимум за 3 года до аварии в Чернобыле он ими был изучен! Однако они ничего не предприняли, чтобы модернизировать свое чудовище «мирного атома»… 🙁 Но в фильме демоны не они, а Анатолий Дятлов, передающий «дьявольскую эстафету» главному инженеру Николаю Фомину и директору станции Виктору Брюханову. Два последних в первые часы и даже в первые два дня после взрыва показаны в особо неприглядном свете. Тут не знаю, может быть, где-то так и было, ведь «партия – наш рулевой!»… Во всяком случае, так могло быть.

Что не понравилось? Очень резало слух частое произношение слова «товарищ» в обыкновенной, хотя и напряженной, обстановке. Переборщили. Если на заседании Политбюро это оправдано, то в бытовой обстановке – слишком. Да, и вот еще что. Обязательно смотрите сериал в переводе, где английский текст «fuck you» переводится как «бля, … твою мать», а не «прошу прощения, я не понял, что произошло».

Оценка минисериала «Чернобыль» по базе IMDb = 9,7. У фильма «Побег из Шоушенка», уже четверть века занимающего первое место в мировом кинорейтинге «TOP-250», она равна 9,3 ! Оценка сериалов всегда выше, но даже у сериала всех времен и народов «Во все тяжкие» рейтинг на два пункта ниже [ 9,5 ] !!! Кстати, режиссер «Чернобыля» швед Йохан Ренк [ Юхан Ренк / Johan Renck ] – режиссер трех серий  первого и третьего сезонов телесериала «Во все тяжкие». Совпадение? Не думаю! ©Chernobyl_MiniSeries_06

В фильме снимаются в основном британские актеры: Джаред Харрис, Эмили Уотсон, Пол Риттер, Джесси Бакли и другие, мощно «разбавленные» шведом Стелланом Скарсгордом и ирландцем Барри Кеоганом. Играют весьма и весьма!.. Стеллан Скарсгорд просто родился заместителем председателя Совета Министров СССР!

Трейлер сериала и немного полезной информации:

Первый раз в жизни смотрел сериал по мере выхода серий, раз в неделю. Испытал ранее неизвестное мне чувство нестерпимого ожидания следующей серии.

Лирическое отступление. Первый раз в жизни, это не считая, конечно, телефильма «Семнадцать мгновений весны» 46 лет назад, в далеком детстве. Но тогда я поддавался общему желанию моей мамы и наших соседей побыстрее закончить все дела по хозяйству и усесться у нас в доме перед черно-белым телевизором, уж не помню названия, то ли «Рассвет», то ли «Рекорд», чтобы смотреть очередную серию «Штирлица».

Закончу тем, с чего начал! Прошу прощения за самоцитирование себя любимого о «синтетическом» формате этого художественного фильма… 🙁

Chernobyl_MiniSeries_11

Бен Аффлек с его невероятным оскароносным фильмом в таком же жанре «Арго» [ 2012, IMDb = 7,7 ] дико завидует авторам «Чернобыля»! «На взлет» могу привести десяток таких художественных фильмов Голливуда, которые передают зрителю атмосферу / фабулу / трагедию описываемого события во сто крат лучше и доходчивее для понимания, чем любой документальный фильм!

Но украинцы не были бы украинцами, если бы на каком-то диком хайпе и своей огромной как вселенная псевдозначимостью подленько, с нескрываемым совковым пафосом, не обгадили бы сериал «Чернобыль»!.. 🙁

Chernobyl_MiniSeries_12Пруф: «10 искажений «Чернобыля». Интервью консультанта сериала за минуту».

Ничего удивительного. Даже предсказуемо. Как это только про пластиковые окна, тротуарную плитку и современные медицинские катетеры не написали… Псевдокументализм, говорите? Фамилии реальные? То есть надо понимать, что если начать снимать художественный фильм о Второй Мировой Войне фамилии Рузвельту, Черчиллю и даже Сталину-Джугашвили непременно менять нужно? Опасность таит «Чернобыль» HBO, говорите? Для кого? Для вас? «Дебилы, бля…» ©

В пятой серии авторы закончили «вынос правды на авансцену», хотя несколько гипертрофировано, в особенности в сценах на заседаниях суда в Чернобыле. Впрочем, простительно. Ибо они попытались логически завершить то, что начали в третьей серии – определили стоимость правды и перешли с к исследованию цены лжи. Почти всю серию можно резать на цитаты!..

Годный фильм!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

За прошедший месяц много чего перечитал и пересмотрел в сети о Чернобыльской трагедии. Сериал оказался весьма полезным и подтолкнул меня к изучению темы более глубоко. Ранее многие вещи, детали и нюансы в информационном плане прошли мимо меня.

Нельзя сказать, что я был в абсолютном неведении относительно Чернобыльской тематики. Лет 25 назад я читал книжку «Чернобыльская тетрадь» [ текст, аудиокнига ], которая с несколькими дополненными главами известна также как «Ядерный загар».  Эта документальная историческая проза была написана по «горячим следам» Чернобыльской аварии, содержит несколько однобокий взгляд на трагедию, но для 1987-1989 годов это был, вне всяких сомнений, прорыв, как в публицистике, так и в открытости, гласности. Сейчас многие выкладки «Тетради» опровергнуты, некоторые – уточнены, и вообще, в другой теперь уже стране, отличной от СССР, сформировалось совершенно иное видение и альтернативное восприятие Чернобыльской катастрофы: «Трагедия это не авария. И даже не то, что привело к ней. Трагедия это то, что было после!».

Читал, смотрел, конечно же, и другие материалы, однако по большому счету серьезно тему не копал и точно не изучал технические детали. Теперь я восполнил этот кощунственный пробел в моих знаниях.

Переходя от ссылке к ссылке, от статьи к статье, наткнулся на краткую, но довольно подробную хронологию событий –  «Жизнь и смерть в Чернобыле» [ документальная проза ], – которая по сути удивительно «параллельна» сюжету фильма:

Плюс ко всему, в ожидании очередных серий, перелопатил весьма большой объем видео- и специфического текстового материала [ вплоть до докладов МАГАТЭ! ]. Причем, материала радикально разного, выражающего другие и зачастую противоположные точки зрения на одни и те же события, поступки, решения. Вот только несколько ссылок на него:

Наиболее объемная и фундаментальная работа по изучению причин, выяснения обстоятельств Чернобыльского взрыва и не только всего этого содержится тут – Николай Карпан: «Чернобыль. Месть мирного атома».

А вот это видео – «Чернобыльская авария, А.С. Дятлов – воспоминания» – у меня не хватило ни сил, ни воли, ни духу просмотреть до конца… 🙁 Но говорят, что оно стоит того, чтобы внимательно просмотреть его и послушать часовой монолог главного «виновника» Чернобыльской трагедии!

С уважением к читателям моего блога, Мин.

P.S. Ссылка для ленивых, кишащая спойлерами – «Что происходит в сериале «Чернобыль»?» о трех первых сериях…

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *