У меня никогда не будет партбилета, а памятник Ленину я на днях снесу – мэр Сум Геннадий Минаев

1374646441_minaev_3Мэр Сум Геннадий Минаев – один из самых харизматичных городских голов Украины. Он, пожалуй, самый «онлайновый» градоначальник, не боится выносить на обсуждение острые проблемы, активно участвует в жизни не только своего города, но и Украины в целом. Но притчей во языцех он стал только после объявления войны памятникам Ленину и совета молодым людям бежать из Украины. О том, почему сам Минаев остается в Украине, много ли «скулят» наши соотечественники, о типичных проблемах типичного областного центра и о том, как Фейсбук помогает решать муниципальные проблемы – в интервью Полемике.

– Азаров призывал украинцев не скулить. Он прав? Украинцы слишком много скулят? Или объективно все настолько плохо по не зависящим от нас причинам?

– Прошу прощения, но буду многословен. Давайте не утрировать. Наша беда в том, что мы до сих пор на всех уровнях, от семьи и города до Кабинета Министров и Верховной Рады, не научились реально оценивать свои возможности, и в своих действиях руководствоваться именно возможностями, а не желаниями. Сегодня многие еще пожинают плоды так называемых дешевых и быстрых кредитов 2007-2009 годов, когда на них подсело 2/3 населения. Представить сложно, но люди, получающие пенсию в сельской местности в гривнах, в то время брали кредит в валюте!

С другой стороны, наша экономика как-то до сих пор умудряется сочетать рынок с тотальной системой доплат, надбавок, субсидий, пособий, льгот и прочих социальных дотаций. Нагрузка запредельная даже для стабильных и развитых экономик. С моей точки зрения, такая система перманентной подкормки притупляет чувство ответственности, более того – расслабляет человека.

Сегодня в Сумах четыре тысячи безработных при контингенте работающих в девяносто восемь тысяч. И есть тенденция к увеличению численности незанятого населения. А городская коммуналка страдает от нехватки сантехников, дворников, сварщиков, электриков. И дело обстоит таким образом не только в Сумах. Более того, люди считают свою «экономику» и выходит так, что зачастую лучше стоять на бирже, получать пособие и субсидию на коммуналку, чем, извините, пахать.

Для местных бюджетов такой подкормкой является система государственных субвенций, трансфертов и прочих уравнительно-распределительных механизмов. Зачем «биться» за увеличение поступлений по земельным налогам, от аренды коммунального имущества, зачем проводить аукционы по продаже земли и помещений, если можно просто «поскулить» и получить субвенцию выравнивания из госбюджета?

Это не мое. Мне ближе идеология Чучхе в той ее части, где говорится об опоре лишь на собственные силы. В данном случае – это реальная экономика реальных ресурсов и возможностей города Сумы. Иного сейчас не дано, впрочем, никогда не было дано. Так что, все настолько плохо как раз по зависящим от нас причинам. И только от нас всех!

– Много говорят о загадочности русской души. Но ведь украинской душе тоже тайн не занимать. В чем, на ваш взгляд, ее загадочность?

– Хотелось бы сказать скорее не о загадке, а о разгадке. В Украине слишком много яблок, которые надкусили, но не съели (смеется – авт.).

– Приведут ли сепаратистские настроения к реальному разделению нашей страны, будет ли это к лучшему или к худшему для «половинок»?

– На первый взгляд это абсолютно нереально. Но, в зависимости от того, как будут развиваться наши отношения с ЕС и с Россией, и такой вариант исключать нельзя. Я очень опасаюсь того, чтобы Левобережная Украина и Крым в какой-то момент не стали Юго-Западным Федеральным Округом…

– А вы себя относите к «людям запада» или «людям востока»?

– Себя я отношу к украинцам российского, вернее, русского происхождения и вижу Украину только целой и неделимой в ее теперешних границах.

– Многие сейчас говорят о том, что украинцы «предали идеалы Майдана». А были ли эти идеалы? В чем они заключались? Вы, как бывший «майдановец», как-то воплощаете их в жизнь?

– Я уже неоднократно говорил: чтобы не было больно разочаровываться, не нужно очаровываться. Нужно быть прагматиком, а не идеалистом. Идеалы Майдана – это виртуально сформированные цели, к которым должно стремиться общество. Но, если только стремиться и ничего не делать в этом направлении, то цели так и останутся целями, и никакие идеалы тут не помогут.

– Что, по-вашему, является самым больным местом в украинской политике, самым «слабым звеном»? Как можно это звено укрепить?

– Самым слабым звеном является административное устройство государства и полное отсутствие реального местного самоуправления. А вот как это «забетонировать», или, если хотите, «заземлить» – вопрос сложный. Жизненно и государственно важно принять новые законы, направленные на реальное укрепление местного самоуправления и закрепить за местными бюджетами реальные финансовые механизмы. Две трети всех налогов, собираемых на территориях, по моему убеждению, должны оставаться на местах. Тогда ситуация быстро и кардинально изменится.

– Какой политсиле вы на данный момент сочувствуете? Помогает ли вам в решении проблем территориальной общины какая-то партия?

– Никакой из политических сил я не симпатизирую. Членом какой бы то ни было партии не являюсь, и я уверен в том, что у меня никогда не будет партбилета. И вообще, как говорил английский драматург Джонатан Свифт: «Партия – это безумие многих в угоду единиц». А мне важны интересы громады, а не какой-то политической организации. Исходя из этого, ратую за то, чтобы выдвижение депутатов в местные советы, подчеркиваю – местные, происходило исключительно самовыдвижением по мажоритарному принципу, без каких-либо партий.

Относительно помощи от политических сил. Иногда самая лучшая помощь – это не мешать.

– Насколько вы и ваш город независимы от прихотей той или иной политсилы? К примеру, может ли вам какой-нибудь глава фракции или нардеп позвонить и сказать: «Я приезжаю, организуй быстренько митинг в поддержку?»

– Он получит краткий ответ из трех слов исключительно на русском языке, который на украинский язык практически не переводится.

– О власти сейчас говорят непременно с прилагательным «злочинна», а об оппозиции – «слабая». Так ли это? Если да, то почему у нас такая слабая оппозиция? И будет ли когда-нибудь оппозиция сильной?

– Почему только сейчас? Так говорят уже лет двадцать. А вот оппозиция на сегодняшний момент действительно слабая, потому что ее желания направлены не на решение проблем людей, а на то, чтобы стать очередной «злочинной владой». Нет национальной системы ценностей, четко сформулированных и сбалансированных интересов общества, направленных на решение проблем этого общества.

– Вообще, можно ли сказать, что в Украине есть власть и ее противовес, или это, как говорят в народе, «одна банда»?

– Именно так! (смеется).

– Как вы относитесь к Третьей республике экс-командира Майдана Луценко? Это серьезный проект или прожектерство?

– Это попытка создать какое-то непонятное движение, с непонятными для простых людей целями и непонятными источниками финансирования для тех, кто кое-что понимает в политике. Не более того. Красивая упаковка виртуальной конфеты для несмышленого ребенка. А вообще, Луценко как политик исчез для меня в 2005 году. Но это совсем другая история.

– Арсения Яценюка упрекают в захвате власти, в подковерной войне с соратниками Тимошенко. Как на ваш взгляд, правильно ли поступает Яценюк, есть ли у него качества для того, чтобы стать настоящим лидером оппозиции?

– Не хотел бы с моей «местной колокольни» оценивать политиков всеукраинского масштаба.

– Тогда перейдем к этой колокольне. Что в Сумах изменилось к лучшему за время вашего нахождения на посту мэра? Какие проблемы остались нерешенными? Каковы ваши рабочие планы на ближайший год?

– Многое! Из реализованного, что улучшило Сумы – открытость власти, дороги, качественное и стабильное теплоснабжение, инфраструктурные объекты, озеленение города, возрожденные и новые фонтаны, цветы на клумбах, в конце концов. К хорошему быстро привыкаешь, и кажется, что так было всегда. И это нормально!

А вот нерешенными остались самые главные проблемы. Первая. Передача жилого фонда на баланс собственников квартир. Процесс создания реально работающих ОСМД в «старых» домах идет с большим трудом. Вторая. Поднятие «из гроба» КП «Горводоканал» и всей его инфраструктуры: от водозаборных скважин до очистных сооружений. И, наконец, третья – общественный транспорт. Я убежден в том, что каждый входящий в троллейбус должен платить за проезд. То есть, крайне необходима монетизация льгот. Вот три главные проблемы из сотни проблем, которые еще не решены. Если мы их решим, то город Сумы будет жить вечно и счастливо.

В планах, как на ближайший год, так и на еще лет 12-15 последующих, пока мне не пора будет уходить на пенсию, надеюсь, что с поста мэра (хитро улыбается – авт.), трудиться – пахать, пахать – трудиться. И еще раз трудиться, а затем еще раз пахать.

– Считаете ли вы Сумы успешным городом, а себя – эффективно работающим его главой?

– Сумы – да. Город самодостаточный, который кормит не только себя, но и всю Украину – в относительных величинах, конечно же. По изъятию из местного в государственный бюджет в расчете на одного проживающего в городе,Сумы на втором месте после Донецка.

Себя оценивать не буду. Это должны делать исключительно жители города.

– Как вы находите общий язык с коммунальщиками? Какие коммунальные проблемы являются для Сум наиболее острыми?

– Я и есть коммунальщик! Я «мэр коммуналки», так как считаю это направление самым главным в своей деятельности. Я об этом неоднократно заявлял. И пусть на меня не обижаются работники образования или медицины, точнее, охраны здоровья, но это государственные полномочия, делегированные местному самоуправлению, в которых я никогда не проводил никаких реформ и правильно делал, потому что это должно реализовывать государство на территории всей Украины.

При том мизере средств, которые нам оставляет центр и которые «тормозит» Кабинет Министров в лице Госказначейства, мы умудряемся еще развивать город и изменять его в лучшую сторону. Наши дороги, если брать в среднем по Украине, хорошие. Приехали бы вы на пару месяцев раньше, увидели бы на асфальте надписи «Спасибо Минаеву за дороги!» (смеется). Так что с дорогами пока справляемся. С тротуарами – хуже. Не удалось решить и вопрос с обслуживанием жилья. Созданное городским советом КП «Сумижитло», которое задумывалось мною как служба заказчика, в конечном результате стало «надавачем послуг». Я сразу предупреждал всех, что в этом случае быстрого результата ждать не стоит. Так и случилось. Устав от оскорблений и обвинений в том, что я «построил коррупционную схему», отошел в сторону – работайте! Но без меня «внутри», без моего менеджмента. При этом я буду контролировать работу и спрашивать со всей строгостью, как спрашивал до этого.

– Какие еще есть проблемы?

– КП «Горводоканал» – это наша беда! Водопроводные и канализационные сети в большей своей части находятся в аварийном состоянии. Ремонтировать не за что. Тариф – 5,01 грн/м3 (вода плюс стоки), а должен быть не менее 7,12 грн/м3, а если работать с допустимой рентабельностью (по населению), то все 9,18 грн/м3. Но три года назад государство забрало у нас право устанавливать тариф. Теперь установить исполкомом экономический обоснованный тариф – не можем, НКРРКУ – не хочет. Зачет по разнице в тарифах для водоканалов с облэнерго не проводится, так как Постановление Кабинета Министров выписано таким образом, что его априори провести невозможно там, где у облэнерго нет долгов перед государственными структурами и/или бюджетом. У нас как раз такое облэнерго. До этого, при моем руководстве городом, мы дважды, в 2006 и 2008 годах, поднимали тариф. В результате КП «Горводоканал» начинало получать прибыль, которую вкладывало в реконструкции. Теперь сидим с популистским тарифом, дырявыми трубами и частенько без воды целыми микрорайонами!

– Создаются ли в Сумах ОСМД, много ли их, насколько они успешны?

– Создаются, но очень тяжело. Я только что сказал об этом, когда говорил о нерешенных стратегических задачах. Есть и очень позитивные примеры и очень негативные. Самая большая проблема – нежелание наших людей брать ответственность за что-либо, что находится за дверью их квартир.

– После трагедии во Врадиевке у общества в который раз внезапно открылись глаза на то, что милиция в Украине коррумпирована и преступна. Как складываются ваши отношения с сумской милицией?

– Может быть, Сумы уникальный случай, но отношения местного самоуправления с милицией у нас достаточно хорошие и плотные, направленные на решение проблем. После одного нелицеприятного и трагического случая в сумской милиции были сделаны серьезные выводы. И я могу сказать, что у нас «милиция с народом», точнее, с благопристойным народом! Поэтому таких вещей, как во Врадиевке, в Сумах произойти не должно.

– Ранее вы посоветовали молодежи уезжать из Украины. Вы не видите у этой страны будущего? Почему же тогда сами тут остаетесь?

– Мне поздно начинать новую жизнь в другой стране. Кроме того, у меня есть определенные обязательства перед громадой родного города, которые я должен непременно выполнить. Но у страны действительно туманное будущее, если кардинально не изменить то положение политических и экономических вещей, которое сегодня имеет место быть.

– Есть ли у вас враги – как у мэра и как у человека? А друзья?

– Есть и те, и другие. И как у мэра, и как у человека. Но последних, к моему счастью, гораздо больше.

– Быть градоначальником – это… Продолжите фразу.

– … это невесело, рутинно и достаточно трудно, но порой бывает интересно.

– Расскажите о ваших сложных отношениях с коммунистической символикой, в первую очередь, с памятниками Ленину. Вы считаете, что война с монументами – это продуктивно? Или, может быть, стоит принять историю нашей страны такой, какой она есть?

– Это не война! (взволнованно – авт.).Таких памятников просто не должно быть! Априори. Иначе какая это Украина? К тому же, если будут такие памятники, Украина тогда точно разделится на Запад и Восток. Во имя того, чтобы этого не случилось, и надо убрать всех этих «лениных». Причем, на территории всего государства. Это необходимое, но, к сожалению, далеко не достаточное условие сохранения единства страны.

В Сумах бронзовому Ленину остались считанные дни. И сколько бы коммунисты ни протестовали и ни ходили по судам, 12 августа 2013 года в этом деле будет поставлена жирная точка.

– Вас постоянно упрекают в том, что вы сидите в Фейсбуке, а делом не занимаетесь. Мешает ли фейсбук-активность профессиональной деятельности или помогает?

– Я в Фейсбуке как раз-таки и не сижу, а делом занимаюсь. Информирую общественность по тем или иным вопросам, а она сигнализирует мне о различного рода непорядках в городе. Это информационное пространство, причем стремительно развивающееся, и политику категорически нельзя его игнорировать, да и хозяйственнику также! Недавно «подсел» и на ВКонтакте – меня «заломал» мой внештатный помощник, который готовит материалы для заметок в моей хронике Фейсбука и публикует их. Он же делает «зеркала» моих публикаций из хроники на публичную страницу Фейсбука, ВКонтакте и на мой персональный сайт. Так что не всегда, когда мои аккаунты загружены, «на проводе» онлайн именно я. А еще появилась своя страничка ВКонтакте и у города. Сумы – первый населенный пункт Украины, аккаунт которого прошел верификацию.

Елена Ширяева, специально для Полемики

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *